Ежегодный отпуск как считать дни. Как посчитать отпускные дни
Содержание
- Расчет компенсации за неиспользованный отпуск: формула
- Компенсация за неиспользованный отпуск, если отпуск предоставляется в рабочих
- Срок выплаты компенсации за неиспользованный отпуск
- Ответственность за невыплату компенсации за неиспользованный отпуск
- Как рассчитывается продолжительность отпуска: основные правила
- Подсчитываем отпускной стаж
- Как правильно рассчитать период отпуска, если на него выпадает праздник
- Как произвести расчет дней отпуска в 2019 году (пример)
- Итоги
- Правовые аспекты
- Уход в отпуск
- Расчетный период
- Расчет отпускных дней
- Калькулятор расчета отпуска: правила пользования
- Длительность ежегодного отпуска и когда им можно воспользоваться
- Что включается в расчетный период
- Формула
Калькулятор компенсации при увольнении производит расчет в несколько этапов. Сначала определяется количество календарных дней неиспользованного отпуска, за которые работнику положена компенсация. Затем производится расчет самой суммы компенсации. Для этого необходимо знать размер среднедневного заработка увольняющегося работника. Кстати, при необходимости, калькулятор поможет рассчитать и среднедневной заработок.
Расчет компенсации за неиспользованный отпуск: формула
Компенсация за неиспользованный отпуск рассчитывается по следующей формуле:
Количество неиспользованных отпускных дней по общему правилу определяется как произведение количества дней отпуска, положенных работнику за каждый месяц работы (годовой отпуск делим на 12), на количество месяцев, отработанных у конкретного работодателя, за минусом уже отгулянных дней отпуска.
Обратите внимание на то, что при подсчете количества месяцев, отработанных у работодателя, есть свои особенности (п.35 Правил, утв. НКТ СССР 30.04.1930 N 169). Так, если работник отработал меньше половины месяца, то из расчета этот месяц исключается, если же половину и более - данный месяц учитывается как целый. Как нам разъяснили в Роструде, если в месяце 31 день, то половина - это 16 дней, а если в месяце 29 дней, то половина - это 15 дней.
Компенсация за неиспользованный отпуск, если отпуск предоставляется в рабочих днях
Определенным категориям работников отпуск предоставляется не в календарных, а в рабочих днях. К примеру, к таким работникам относятся сезонные работники (ст.295 ТК РФ), а также сотрудники, с которыми заключен трудовой договор на срок до двух месяцев (ст.291 ТК РФ). Так вот, компенсация за неиспользованный отпуск этим работникам рассчитывается по той же формуле, что и работникам, которым отпуск предоставляется в календарных днях (см. формулу выше). Однако количество неиспользованных дней отпуска считается иначе:
Срок выплаты компенсации за неиспользованный отпуск
Все расчеты с работником при его увольнении работодатель обязан произвести в последний день работы этого сотрудника (ст.140 ТК РФ). Соответственно, компенсацию за неиспользованный отпуск работник должен получить также в свой последний рабочий день.
Ответственность за невыплату компенсации за неиспользованный отпуск
Если работодатель не выплатит увольняющемуся работнику компенсацию за неиспользованный отпуск, а трудинспекция узнает об этом (например, работник напишет жалобу), то работодателя оштрафуют. Размер штрафа составляет (ч.6 ст.5.27 КоАП РФ):
- от 30000 руб. до 50000 руб. - для юрлица-работодателя;
- от 10000 руб. до 20000 руб. - для должностных лиц юрлица-работодателя;
- от 1000 руб. до 5000 руб. - для ИП-работодателей.
Кстати, если компенсацию за неиспользованный отпуск работодатель выплатит, но с нарушением установленного срока, то вместе с этой компенсацией работодатель обязан выплатить работнику еще и другую компенсацию - за задержку трудовых выплат (ст.236 ТК РФ). Ее размер может рассчитать наш .
Расчет дней отпуска в 2019 году - пример и общий алгоритм того, как рассчитывают отпуск, вы найдете в нашей статье. И конечно, узнаете, изменилось ли что-то в этом расчете с 2019 года.
Как рассчитывается продолжительность отпуска: основные правила
- при отправке работника на отдых и выдаче ему отпускных;
- выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении или без него.
И в том и в другом случае расчет календарных дней отпуска происходит по общей схеме. Строится она на основном отпускном правиле, которое содержится в ст. 115 ТК РФ: за каждый год работы сотруднику полагается минимум 28 календарных дней основного оплачиваемого отпуска. Как правило, именно такой отрезок времени предоставляется для отдыха работникам большинства компаний.
Изучайте нюансы предоставления дополнительных отпусков с помощью материалов нашего сайта:
- "Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день" ;
- "Верховный суд разъяснил, как считать продолжительность дополнительных отпусков" .
Таким образом, первое, что нужно сделать перед тем, как рассчитать календарные дни для расчета отпуска, - это определить стаж работы сотрудника в организации.
ВАЖНО! В общем случае отпуск за первый год работы на новом месте человек может взять, отработав полгода. Но по договоренности с работодателем уйти отдыхать можно и раньше. Отдых за последующие годы предоставляется в любое время согласно установленной у работодателя очередности отпусков.
После того как стаж посчитан, нужно определить, на какое количество дней по календарю отпуска вправе рассчитывать сотрудник. Исходить нужно из следующего: при общепринятом 28-дневном отпуске, предоставляемом в календарных днях, за каждый отработанный месяц сотруднику полагается 2,33 дня отпуска (28 дней / 12 месяцев).
Подсчитываем отпускной стаж
Отсчет стажа начинаем с даты приема отпускника на работу. Иными словами, расчет ведется не по календарным, а по так называемым рабочим годам.
Пример 1
Для работника, трудоустроившегося 11.04.2017, первым рабочим годом будет период с 11.04.2017 по 10.04.2018, вторым - с 11.04.2018 по 10.04.2019 и т. д.
Производя расчет дней отпуска за отработанный период работника, учитываем время, когда он:
- непосредственно трудился;
- фактически не работал, но должность за ним сохранялась;
- находился в отпуске за свой счет (но не более 14 календарных дней за год);
- вынужденно прогуливал работу при незаконном увольнении или отстранении;
- был отстранен, не пройдя обязательный медосмотр не по своей вине.
Ответ на вопрос, исключаются ли дни отпуска при расчете отпускных, отчасти положителен. Так, исключаем из стажа:
- периоды отпуска без сохранения зарплаты свыше 14 дней;
- "детские" отпуска;
- время отсутствия на работе без уважительных причин.
Как правильно рассчитать период отпуска, если на него выпадает праздник
В ст. 120 ТК РФ закреплено правило, согласно которому выпадающие на отпуск нерабочие праздники в сам отпуск не включаются. На практике встречаются 2 варианта расчета дней отпуска:
- Период отпуска обозначен датой его начала и количеством календарных дней. В этом случае работник выходит из отпуска на 1 день позже.
Пример 2
Отпуск предоставлен работнику с 04.03.2019 на 14 календарных дней. 8 марта - праздничный день, поэтому приступить к работе он должен не 18.03.2019, а 19.03.2019.
- Период отпуска обозначен датами его начала и завершения. В этом случае использованными днями отдыха считаются дни соответствующего временного промежутка за вычетом праздников.
Пример 3
Отпуск предоставлен работнику с 01.03.2019 по 14.03.2019. Дней по календарю - 14. Но из-за того, что на этот период приходится праздник 8 Марта, отпуск считается использованным в количестве 13 дней.
Производя расчет для отпуска в неполном месяце, следует учитывать и календарные дни, которые приходятся на отработанный период, а не только рабочие (фактически отработанные). Так, и праздничные дни, а также выходные, которые не подпадают под периоды, перечисленные в п. 5 Положения, утвержденного правительственным постановлением от 24.12.2007 № 922, должны участвовать в расчете дней отпуска как те, что подпадают под отработанный период.
Как продлить отпуск на срок больничного во время отпуска, узнайте .
Как произвести расчет дней отпуска в 2019 году (пример)
Приведем пример расчета дней расчетного периода для отпуска в 2019 году с учетом изложенных выше тонкостей и нюансов.
Допустим, работник устроился в компанию 17.06.2016.
За период работы он:
- болел с 04.12.2016 по 12.12.2016 и с 12.02.2017 по 19.02.2017;
- брал отпуск за свой счет с 07.04.2017 по 13.04.2017 и с 24.08.2017 по 13.09.2017;
- был в оплачиваемом отпуске с 02.06.2017 по 22.06.2017, с 30.03.2018 по 19.04.2018, с 29.08.2018 по 11.09.2018.
С 15.01.2019 он решил уволиться, отгуляв предварительно все дни, которые не использовал за время работы.
См. также "Как правильно оформить отпуск с последующим увольнением?" .
Посмотрим, на сколько дней оплачиваемого отдыха он вправе рассчитывать, если в компании принят отпуск стандартной продолжительности - 28 дней.
Шаг 1. Определяем стаж.
Общий стаж работы с 17.06.2016 по 15.01.2019 составит 2 года 6 месяцев и 29 дней.
Периоды болезни и отпуска мы не трогаем. Они учитываются в стаже, дающем право на отпуск, как нетрудовые периоды, в которые место работы за сотрудником сохраняется.
Отпуск за свой счет можно включить в стаж в пределах 14 календарных дней за рабочий год. Таких периодов у нас 2:
- за рабочий год с 17.06.2016 по 16.06.2017 - 7 дней (с 07.04.2017 по 13.04.2017);
- за рабочий год с 17.06.2017 по 16.06.2018 - 21 день (с 24.08.2017 по 13.09.2017).
Второй период в 14-дневный лимит не укладывается, значит, 7 дней превышения из стажа придется исключить.
Таким образом, отпускной стаж равен 2 годам 6 месяцам и 22 дням. Округляем до полных месяцев, отбрасывая 7 дней, и получаем 2 года и 7 месяцев.
Шаг 2. Вычитываем количество дней отпуска, которые положены работнику за указанный период.
Это 56 дней за 2 полных года и еще 17 дней за неполный год работы (28 дней / 12 месяцев × 7 месяца = 16,33 дня. Округление произведено по принятым в организации правилам (в соответствии с рекомендациями, изложенными в письме Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2005 № 4334-17) в пользу работника. Итого 73 дня.
Шаг 3. Определяем число неиспользованных дней отпуска.
За время работы работник брал отпуск трижды:
- С 02.06.2017 по 22.06.2017. На этот период пришелся нерабочий праздничный день 12 июня, поэтому использованы были не 21, а 20 дней отдыха.
- С 30.03.2018 по 19.04.2018. Здесь праздников не было, и отпуск составил 21 день.
- С 29.08.2018 по 11.09.2018. Здесь праздников тоже не было, и отпуск составил 14 дней.
Итого неиспользованных выходит 18 дней (73 - 20 - 21 - 14). Их работник может отгулять непосредственно перед увольнением - с 21.12.2018 по 15.01.2019 (с учетом новогодних каникул). Итак, расчет отпуска в 2019 году - пример с подробным описанием, произведен.
Итоги
Решили отдохнуть от трудовых будней? Это не проблема, если у вас "в запасе" достаточно для этого дней. Намного сложнее сделать точный расчет отпуска, который не использовался годами. Давайте разберемся более детально, как определить законно положенное время отдыха.
Правовые аспекты
Уход в отпуск
Если вы отработали более шести месяцев подряд, вам по закону полагаются заслуженные дни на отдых (122 ст. ТК). Однако есть и исключительные случаи, когда сотрудник имеет право уйти в отпуск раньше, например:
- при оформлении отпуска по уходу за ребенком (до или после него);
- по просьбе несовершеннолетнего работника;
- при усыновлении сотрудником грудного малыша.
Расчетный период
Основополагающим в этом вопросе является определение периода времени между всеми отпусками работника, который принято называть "расчетным". А исчисляют его как суммарное количество всех календарных дней за минусом выходных. Как правило, сотрудник делит свой законный отдых на несколько частей, но это никак не влияет на продолжительность расчетного периода: он всегда считается со дня начала первого отпуска.
Разберем это понятие наглядно на примере:
Сотрудник официально трудоустроен на предприятии с июля 2014 года. В мае он берет первую половину отпуска, а вторую часть оставляет на ноябрь. Расчетный период определяется с июля 2014 года по май 2015 года. С апреля 2015 года идет отсчет для отпуска на последующий период. Если перевести это в дни отдыха, выходит за месяц сотрудник получает 2,33 отпускных дня, определяемых как отношение между минимальной продолжительностью отпуска (28 дней) и числом 12 (месяцев в году).
Важно: в расчетный период не включаются отгул, больничный, а также бесплатный отпуск более 14 дней.
Расчет отпускных дней
Для подсчета используется формула: ДО = Кмес * Код, где:
- ДО - определяемые дни отпуска;
- Кмес - число фактически отработанных сотрудником месяцев;
- Код - законно полагаемые дни отдыха (их мы рассчитали выше и получили значение 2,33).
Если же работник по уважительной причине временно не исполнял свои трудовые обязанности (был на больничном, в бесплатном отпуске и т.п.), формула для расчета отпускных дней будет выглядеть следующим образом: ДО = Код * Рпм, где Рпм - месячный расчетный период (с учетом фактически отработанного времени). Такая схема используется для определения продолжительности как основного, так и внеочередного отпуска.
Совет: на сегодняшний день разработано огромное количество онлайн-помощников , которые с легкостью справятся с любыми исчислениями, в том числе помогут определить количество отпускных дней.
Калькулятор отпускных в 2019 году - популярный инструмент бухгалтера любой компании. Это обычная, привычная задача, но в ходе ее выполнения возникает множество вопросов. Как рассчитать отпускные, если в этот период случился государственный праздник и официальный нерабочий день? Что делать с новогодними каникулами? Как посчитать, если сотрудник ранее нигде не работал? Как учитывать учебный отпуск на сессию? А совместителю? А доп. отпуск донору или инвалиду? По общим правилам, сумма отпускных рассчитывается по среднему заработку работника за последние 12 месяцев. В этот период не включаются периоды больничных, простоя, забастовок, отпусков по уходу за ребенком. Правила исчисления среднего заработка утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". И именно эти правила вызывают больше всего вопросов при расчете. Нюансов - море. Комментариев и разъяснений специалистов - тоже много, найти их можно в правовых системах или специализированной прессе. Онлайн-калькулятор отпуска - это простой и верный способ сделать расчет, не тратя лишнее время на изучение всех деталей вопроса "из первых рук".
Калькулятор расчета отпуска: правила пользования
Расчет отпускных калькулятор осуществляет после ввода всех необходимых данных в два раздела: исходные данные и сводная таблица. Рассмотрим, как делает расчет отпускных онлайн-калькулятор, на нескольких примерах.
Пример 1: работник Иванов А.С. идет в ежегодный основной отпуск с 29.01.2018 по 09.02.2018. В 2017 году он не уходил на больничный и не был в командировках. Зато он уходил за свой счет с 10 по 12 мая 2017 года. Нам также понадобятся сведения о выплатах в 2017 году. Для простоты допустим, что работник ежемесячно получал по 20 000 рублей.
Начинаем расчет отпуска. Онлайн-калькулятор сначала просит указать:
- даты начала и окончания периода отдыха;
- вид отпуска;
- используемый расчетный год. Если в течение года работник болел, был в командировках или по иным причинам не работал, надо указать это. Такие дни при расчете средней зарплаты не будут учитываться;
- имело ли место повышение заработной платы по всей организации. Если поднималась зарплата только отпускнику, уточнять это не надо, поскольку в дальнейшем все его выплаты все равно суммируются.
Итак, заполняем все свободные поля. Обратите внимание на небольшие знаки вопросов. Это подсказки, которые будут полезны и начинающим, и более опытным бухгалтерам.
Переходим ко второму разделу - таблице со сводными данными. Чтобы правильно рассчитать отпускные, онлайн-калькулятор просит ввести данные о выплатах за каждый месяц.
В самом низу появится формула, как рассчитать отпускные. Калькулятор все сделает самостоятельно, никаких дополнительных вычислений производить не придется.
На последнем этапе появится полный расчет суммы выплат отпускнику. Ее надо выплатить не позже чем за 3 дня до ухода на отдых, поэтому надо все рассчитывать заранее. Для удобства пользователей сервис также автоматически рассчитывает сумму налога и размер выплаты "чистыми", без НДФЛ.
Рассмотрим другой пример: работник Иванов уходит в учебный отпуск. Остальные исходные данные будут теми же. Но необходимо будет уточнить, какой процент заработной платы за ним сохранится. Сориентироваться помогут
Все трудоустроенные люди вправе претендовать на ежегодный оплачиваемый отпуск. Согласно ст. 115 ТК он не может составлять не менее 28 календарных дней. Также работодатель вправе предоставлять дополнительные отпуска отдельным категориям работников. Расчет количества дней к отпуску зависит от стажа работы в текущей организации. Понять, как правильно считать отпускные дни, можно из специальной формулы.
Длительность ежегодного отпуска и когда им можно воспользоваться
Законодательство включает порядок длительности отпусков по всем категориям работников.
Оплачиваемые ежегодные отпуска вправе взять:
- официально работающие лица;
- совместители (об отпуске совместителям по ТК РФ читайте );
- временно работающие сотрудники, заключившие договор сроком больше двух месяцев.
Стоит отметить: ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам по графику отпусков. Согласно утверждается работодателем и является обязательным документом и для сотрудников, и для работодателя. Если работодатель отказывает работнику в отпуске, утвержденном в графике отпусков, то работник вправе уйти в отпуск самостоятельно, известив об этом работодателя в письменном виде.
Статья № 115 ТК устанавливает, сколько отпускных дней в году по закону. Минимальный . Согласно статье № 122 ТК, с момента трудоустройства, право использования отпуска возникает уже после шести месяцев труда. Количество его дней тогда составит 14 дней. Некоторые категории граждан могут пойти отдыхать раньше:
- Основываясь на статью № 260 ТК, беременная женщина вправе пойти отдыхать непосредственно перед декретом, независимо от того, когда она трудоустроена.
- Согласно статье № 167 ТК работники, не достигшие совершеннолетия, имеют право на отпуск в любое удобное для них время.
Для отдельных групп лиц статья № 115 ТК устанавливает индивидуальные минимальные периоды отпусков:
- Лица младше восемнадцати лет - 31 день.
- Учителя - от 42 до 56 дней.
- Государственные работники - 30 дней.
- Медицинский персонал, подверженный риску заражения -36 дней.
- Сотрудники организаций по химическому вооружению - 49 дней.
- Инвалиды - 30 дней.
- Научные работники - от 36 до 48 дней.
Работодатель вправе кроме основного отпуска предоставлять дополнительные отпуска, их количество оговаривается в договоре (кто имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск, узнавайте из статьи ). Если сотрудник увольняется, и у него остались неиспользованные дни отпуска, предприятие оплатит эти дни в виде компенсации.
Что включается в расчетный период
Законом установлены периоды, которые включаются в стаж для расчета отпускных дней.
Согласно статье № 121 ТК при исчислении дней отпуска учитывается время непосредственного исполнения обязанностей. Также включаются в расчет дней отпуска:
Отпускной период
Поскольку расчет отпуска производится исключительно в календарных днях, то в период ежегодного отпуска включаются как рабочие, так и выходные дни. Однако, праздничные дни, которые выпадают на отпускной период, исключаются из отпуска и просто суммируются с ним (ст.120 ТК РФ).
- время обучения на повышение квалификации и учебные периоды;
- командировки;
- время пребывания на больничном листе;
- очередной отпуск;
- отдых за свой счет сроком до четырнадцати дней;
- при незаконном увольнении, за которым следует восстановление, время отсутствия включается в расчет.
Согласно статье № 121 ТК не берутся в расчет количества дней отпуска, следующие периоды:
- прогул;
- отстранение от работы вследствие нетрезвого состояния;
- отпуск за свой счет более четырнадцати дней;
- отпуск, связанный с уходом за малышом.
О праве на ежегодный оплачиваемый отпуск и его продолжительности смотрите в данном видеоматериале
Формула
Все официально трудоустроенные люди вправе претендовать на оплачиваемые отпуска длительностью двадцать восемь дней каждый год. Исчисление начинается с первого дня работы человека. Каждый работник может самостоятельно установить какое количество дней ему положено.
- Определить стаж труда в текущей организации.
- Отнять от полученного показателя периоды, которые согласно закону не включаются в расчет.
- Определить количество дней, положенных за установленный период.
- Отнять от полученной суммы использованные дни отпуска.
- Оставшееся количество дней и являются положенными к отпуску.
Формула расчета отпускных дней:
ДО = (28 / 12) * КМ, где
ДО - дни к отпуску;
КМ - количество отработанных месяцев.
Исходя из формулы, можно определить, сколько отпускных дней начисляется за месяц труда. Работник вправе претендовать за этот период на 2, 33 дня отпуска.
Рассмотрим на конкретном примере:
Сотрудник отработал на предприятии 10 месяцев. За это время он уже отгулял отпуск в количестве 14 дней. Теперь он желает уволиться, и предприятие обязано оплатить ему компенсацию неиспользованного отпуска. Подставив данные в формулу получаем:
ДО = (28 / 12) * 10 = 23, 3 дня - положено работнику за весь период труда.
23, 3 - 14 = 9, 3 дня на момент увольнения у человека остались.
В расчет бухгалтер включит ему сумму компенсации неиспользованного отпуска за эти дни.
Каждый работник может определить, как насчитываются отпускные дни лично ему. Для этого достаточно знать периоды, включаемые и исключаемые из расчета и подставить данные в формулу.
Задавайте вопросы по теме статьи и получите ответ эксперта
Читайте также
- Разновидности кровельных материалов. Самые распространённые виды крыш по конструкции
- Тунис. Тунис - где это?
- Ютуб крым ввод российских войск
- Где находится страна камбоджа. Неизведанная камбоджа на карте мира
- Как добраться из аэропорта куала лумпур до центра
- Курс 10 пальцевой слепой печати. Как научиться быстро печатать на клавиатуре
Материал из архива журнала Uleyrus. Цены, нормы и модели техники меняются: перед покупкой и работами сверяйтесь с инструкцией производителя и официальными источниками. Нашли ошибку - напишите на admin@uleyrus.cc.